Как проверять факты: уроки от Storyful

0 1703 23 июля 2014

Компания Storyful своей главной задачей считает проверку подлинности информации, которая «вирусно» распространяется в социальных сетях.

Эта компания, учрежденная в 2010 году в Дублине бывшим тележурналистом Марком Литлом, продает доверие. А новостные организации его покупают.

Среди клиентов Storyful — газета The New York Times, телеканал ABC и портал Yahoo. Все они оплачивают ежемесячный абонемент размером от полутора тысяч до десятков тысяч долларов.

В штате детективной службы Storyful в редакциях новостей в Гонконге, Ирландии и Нью-Йорке состоит 45 человек, и эта служба становится все более важной для сталкивающихся с жесткой конкуренцией средств массовой информации. Особенно это касается ситуаций с сенсационными новостями, когда в первую очередь иногда появляется информация пользователя с видеокадрами с места событий.

 Что проверяют детективы компании?

Storyful проверяет три основных характеристики контента, поступающего из социальных сетей: дату, место и подлинность личных данных человека, который опубликовал информацию. При анализе видео особое внимание уделяется погоде, заметным географическим объектам, фоновому вещанию радио и другим с виду незначительным деталям.

 Откуда берутся материалы для проверки?

Команда Storyful постоянно отслеживает Facebook, Twitter, YouTube, Instagram, Vine, Flickr и другие социальные сети, чтобы вовремя заметить потенциально «вирусные» сообщения и видео. «У нас есть три главные цели: как можно раньше открыть этот контент, проверить его настолько хорошо, насколько это возможно, и передать его нашим клиентам». Недавно Storyful купила News Corps, что должно позволить сервису удвоить количество сотрудников в ближайшие два года.

 Детальное описание способов верификации данных, которые применяет Storyful на примере видео о взрыве на Бостонском марафоне:

Видео взрыва, загруженное на YouTube, проверялось следующим образом:

1. Чтобы проверить место съемки, улицу на видео сверили со снимком этой же улицы на Google Street View. Место подтвердились

2. Затем журналисты проверили, зарегистрирован ли автор видео на Pinterest и других социальных сетях. Оказалось, что псевдоним принадлежит Морган Треси.

3. Так как видео предположительно было снято матерью Морган Треси, которая якобы принимала участие в марафоне, журналисты проверили базу данных Бостонской ассоциации легкой атлетики, чтобы узнать, была ли в ней зарегистрирована какая-либо миссис Треси. С такой фамилией была лишь одна бегунья: Дженнифер Треси, в возрасте от 45 до 49 лет, проживающая в штате Нью-Йорк.

4. Статистика бега Дженнифер Треси на марафоне показывала, что она пересекла отметку в 40 километров в 14:38, однако не добежала до финишной прямой спустя 2 километра. Сверив эти данные с зарегистрированной в базе данных средней скоростью бега женщины, журналисты пришли к выводу, что она могла находиться недалеко от финишной черты в момент взрыва.

5. Более того, журналисты обнаружили, что один из контактов Морган Треси в Facebook, Джерард Куинн, написал, что гордится своей племянницей Дженнифер, которая участвует в Бостонском марафоне. Затем он написал, что Дженнифер не пострадала во время взрыва и возвращается домой.

6. Сотрудники Storyful нашли телефон Дженнифер в телефонном справочнике и позвонили ей, чтобы подтвердить, что видео принадлежит ей.

8. Параллельно в Твиттере они спросили у Морган Треси, можно ли им использовать видео, и получили согласие.

 Cоветы Storyful для журналистов:

1. Подвергайте сомнению все. Никогда не доверяйте «проверенным источникам». Никогда не думайте, что если информация появилась в уважаемых СМИ, она обязательно будет правдивой.

2. Хорошо проверяйте собственный контент. В частности, если вы публикуете снимок, взятый из социальных сетей или других СМИ, проверяйте его в Google Image, чтобы найти самую раннюю его версию. Часто один и тот же снимок путешествует по Интернету долгое время под различными названиями.

3. Пользуйтесь бесплатным инструментом Storify Multisearch: это плагин для браузера Chrome, который позволяет быстро искать информацию сразу в нескольких социальных сетях.

4. Проверяйте и перепроверяйте источник. Минимум, что нужно сделать, если вы видите «срочную новость» в социальных сетях, — проверить профиль ее автора. Обратите внимание на то, как долго этот человек пользуется социальными сетями (только что созданный Твиттер-аккаунт должен как минимум вызвать подозрения), кто у этого человека в контактах. Если возможно, то свяжитесь с ним непосредственно. Еще один способ – проверить, написал ли об этом событии кто-то еще. Обычно, если произошло что-то серьезное, об этом пишет в соцсетях сразу несколько человек.

5. И наконец, последний совет от Storyful для каждого журналиста: «Самое главное – не дайте себя обмануть».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *