Хорошее радио. Как это делается

0 935 07 августа 2014

Полезные наставления на каждый день от Айры Глас, ведущего самого популярного в Америке радиошоу «Эта американская жизнь», автора семинаров и мастер-классов, которые прошлив Москве по инициативе ресурса для радиожурналистов «Podстанция» и Фестиваля региональных вещателей «Вместе-радио»!

ЗАДУМАТЬСЯ
Раньше я много работал в традиционных новостях. Однажды я задумался о наиболее эффективном подходе к радио. Задача простая: рассказывать маленькие истории из жизни людей с помощью ограниченного набора средств. В нашем шоу мы занимаемся текущими событиями, но много внимания уделяем личным историям людей, с которыми традиционная журналистика возиться не будет. Никто в этой истории не знаменит, мы часто даже имен не называем. В этом разница. Это истории с повествованием. Это не новости, это, скорее, похоже на хороший фильм. Все структурировано вокруг сюжета с традиционной композицией: нарастание конфликта, кульминация и спад. Для того чтобы рассказать историю, нужен герой, с которым вы можете связать себя, хотя бы частично симпатизировать ему, он должен переживать, с ним должны происходить изменения, открываться перспективы, в конце программы он приходит к какому-то новому представлению о мире. Это новая идея, которую вы получаете в конце истории, новый опыт, ради которого мы рассказывали историю. Это сигнал слушателю: изменились ли бы вы, если бы это случилось с вами? Если бы вы увидели фильм о себе? 
Шоу длится один час, выходит раз в неделю, и каждый раз это несколько историй на одну тему. Кроме простых людей со своими историями в шоу звучат многие очень известные писатели. Я завожу их в студию, мы говорим минут сорок, потом остается десять-двенадцать минут. И музыка, конечно. Она возникает в шоу время от времени, волнами, поддерживая повествование.

 ИСКАТЬ
Найти историю труднее, чем кажется. Половина времени уходит именно на то, чтобы найти историю… Шоу выходит в пятницу вечером. В понедельник мы начинаем его готовить. На самом деле поиск историй начинается за два-три месяца до эфира. Сначала у нас двадцать-двадцать пять историй для одной темы, до стадии производства доходят семь-восемь, а в эфире звучит четыре. Какие-то истории «слетают» после предварительного разговора с героем, некоторые — на стадии записи. Некоторые истории трудны в разработке, некоторые делаются за два дня. Однажды я догадался, что идеи приходят из других идей. Надо окружать себя информацией, читать, искать, держать ушки на макушке и примечать, когда тебе самому вдруг становится интересно. Возьмем, например, газеты. Надо искать в каждой статье что-то, какую-то ветвь, куда авторы не пошли. Что-то забавное, какой-то вопрос, который они не задали. Когда я переехал в Чикаго, это был такой месяц, когда множество народа попадали под молнию. Скучные газетные истории, похожие одна на другую. Человек стоит на поле для гольфа, раскрывает зонт, вдруг – хрясь! – все белое, он падает, как будто в замедленном кино, его доставляют в больницу в критическом состоянии. Однажды в газете даже появилась статья «Как не попасть под молнию». Я подумал, что оказался в городе полнейших дураков… 
Из восемнадцати пострадавших семнадцать человек выжили. И я потом с ними беседовал. Заметил одну деталь. Не важно, в кого и как верили эти люди до удара молнии, они все говорили одно: «Бог посылает мне сигнал!». Какой сигнал? Тут они начинали говорить большими туманными словами: «Знай о том, что грядет!» … Понимаете, так древние видели бога – грозного дядьку, который швыряется молниями с неба. Вот что это такое! Потрясающая вышла история. Да, тяжело искать, на этом поле надо быть солдатом. Каждый день генерировать идеи, предлагать их, надо быть хитрым и готовым к тому, что многое пойдет в корзину.

ДВИГАТЬСЯ
Многие шоу начинаются с приветствия ведущего, который сразу объясняет, что будет в программе. Нет момента ожидания. История — это последовательность действий: это событие случилось после того события, потом произошло вот это, потом… и т.д. А в конце получилось вот что. Неважно, насколько это банально, слушатель чувствует движение истории и ждет, чем же это закончится. Ощущение ожидания рождается из последовательного изложения действий. Слушатель должен думать: «А потом? А потом что будет?». В интервью мы ищем вот эту последовательность событий и стараемся, таким образом, задокументировать историю.

 ЧУВСТВОВАТЬ
Есть действие, и есть моменты рефлексии – размышления, осознания. Однажды мы с женой были на съемках сериала «Баффи – истребительница вампиров». В трейлере на съемочной площадке шло сценарное совещание. На доске был расписан план следующей серии: Баффи встречает подругу, потом она идет вместе с ней в колледж, потом она видит друга и ссорится с ним, потом «мочит» одного вампира, потом другого, спасает друга, мирится и снова убивает вампира… Продюсер смотрит на это и говорит: «Все отлично, чудесный экшн. Понятно, что делает Баффи, но что чувствует Баффи?» Если вы не используете радио, чтобы «достать» из собеседника эмоции и передать их людям, значит, вы не используете возможности радио. Радио лучше всего справляется с сочувствием, это машина по генерации сочувствия. Я работал и на телевидении, и в печати, но именно радио в большей степени позволяет слушателю поставить себя на место другого человека.

 РЕАГИРОВАТЬ
Мы журналисты – мы верим в объективность и сбалансированность, но есть закосневший формальный язык, которого мы избегаем, потому что это архаично. В традиционных СМИ часто нет репортера, он убирает себя из документальной записи, вымарывает свои вопросы и реакцию, оставляя только цитаты собеседника. Мы не видим, что испытывает журналист, не слышим, как жестко он подходит к теме, какие трудные вопросы задает. Но основное правило радио – заменять собой слушателей, выразить реакцию простого человека, ощущения, которые возникли бы у него, если бы кто-то сказал ему что-то потрясающее. Вы тоже должны быть потрясены, потому что вы – часть аудитории. Если вы пересказываете свои чувства в студии, это не так эффективно. Как, не нарушая объективности и сбалансированности, выразить удивление, изумление, восхищение? Мой совет: в каждой истории оставлять хотя бы один момент, когда журналист присутствует в документальной записи со своей живой реакцией. Это сразу улучшит историю.

ИЗУМЛЯТЬСЯ, НАСЛАЖДАТЬСЯ
Мы не стесняемся того, что мы хотим сделать нашу программу забавной и развлекательной, даже если мы говорим о серьезных вещах. Мы хотим удивить людей. Например, финансовый кризис, который у большинства журналистов вышел бы невероятно скучным… Эстетика большинства радиостанций и телевизионных каналов такова, что серьезное и забавное очень сильно разделены. Нам это не нравится. Это разрушает искусство, это означает, что искусство не справилось с задачей. Работа журналиста — рассказывать о том, каков мир. И тот мир, который рисует большинство журналистов, это какой-то другой мир, в котором нет ни изумления, ни удивления, ни восхищения. Главная наша идея: посмотрите, как это интересно, это гораздо интереснее, чем вы думали. Мы должны как-то показывать, что надежда есть. Мы занимаемся журналистикой, но при этом стараемся объять весь мир, включая радость узнавания, изумления, радость сюрприза. Когда вы мечтаете о журналистике, никто никогда вам не говорит, что нужно наслаждаться работой. Мой опыт показывает: чем больше вы наслаждаетесь работой, тем лучше. Это важное условие. Вы должны быть сами заинтересованы в том, что рассказываете, вы должны быть увлечены. 

 

(Книга «Хорошее радио. Как это делается», © Фонд независимого радиовещания, 2009 г.),

http://www.podst.ru/posts/6093/,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Владелец агентства WildJam объяснил, почему назвал журналистов «ленивыми»

0 1033 27 апреля 2017
Владелец агентства по работе с блогерами WildJam Ярослав Андреев после встречи медиаклуба «Облако» объяснил, почему он назвал журналистов ленивыми и обвинил их в зависти к блогерам. «Это...

Леся Рябцева рассказала, в чем разница между журналистами и блогерами

0 800 25 апреля 2017
Леся Рябцева после встречи медиаклуба «Облако» рассказала, что главное отличие между блогерами и журналистами — в наличие у последних ответственности и профессиональной этики. По ее мнению,...

«Пытается хайпануть». Соболев обвинил Рябцеву в отсутствии профессиональной этики

0 681 24 апреля 2017
Блогер Николай Соболев считает, что журналистка Леся Рябцева некорректно повела себя на встрече медиаклуба «Облако». Сам блогер готов конструктивно выстраивать...

Ашот Габрелянов заступился за российское телевидение перед блогерами

0 443 21 апреля 2017
Медиаменеджер Ашот Габрелянов в споре с видеоблогерами заявил, что выбор контента для телевидения обусловлен несколькими факторами. По его словам, телевизионщики сначала изучают...

Пятницкий рассказал, как хотел «надавать по заднице» авторам канала «Немагия»

0 583 21 апреля 2017
Общественный деятель и блогер Павел Пятницкий в рамках медиаклуба «Облако» рассказал, что никакого «заруба» между ним и авторами YouTube-канала «Немагия» не было. «Никакой зарубы...

Ведущий «Россия-24» решил научить блогеров жизни

0 616 21 апреля 2017
Ведущий телеканала «Россия-24» Константин Семин обвинил российских блогеров в том, что они занимаются пропагандой западных ценностей. По его словам, блогеры должны...

Рябцева и Соболев устроили скандал на встрече медиаклуба «Облако»

0 1059 21 апреля 2017
Журналистка Леся Рябцева обвинила известного видеоблогера Николая Соболева в чрезмерном самолюбования. Конфликт между медийщиками возник после того, как Соболев...

Телевидение имеет все шансы скатиться на нет — депутат Ющенко

0 285 21 апреля 2017
Депутат Государственной думы, член фракции КПРФ Александр Ющенко уверен, что передачи на российском телевидении наносят вред обществу в вопросе воспитания людей....

«Блогерам не надо брать на себя функцию бога»

0 350 21 апреля 2017
Известный блогер Павел Пятницкий на встрече в рамках дискуссионного клуба «Облако» заявил, что блогеры не должны поднимать политические темы, провоцируя молодежь выходить...

Российские передачи деградируют — блогер Николай Соболев

0 549 21 апреля 2017
Известный YouTube-блогер Николай Соболев во время встречи в медиаклубе «Облако» раскритиковал новогодние шоу на федеральных отечественных телеканалах. По его словам, за последние...

Сергей Доля: блогеры победят телевизионщиков

0 294 21 апреля 2017
Автор блога «Страница виртуальных путешественников» в «Живом журнале» Сергей Доля уверен, что блогеры и социальные сети в скором времени вытеснят телевидение. Такое...

«Новая элита: блогеры». Самые известные блогеры страны встретились в медиаклубе «Облако»

0 1985 21 апреля 2017
20 апреля на дискуссионной площадке «Облака» впервые встретились самые известные блогеры страны. Тема события — «Новая элита: Блогеры». Смотрите полную...

Соболев рассказал о желании возглавить кафедру хайпа

0 460 11 мая 2017
Николай Соболев после встречи медиаклуба "Облако" рассказал, что хотел бы проводить курсы для блогеров. Если бы ему представилась возможность...

Рецепт «вкусного» выпуска новостей

0 1447 07 октября 2014
Часто журналисты используют прилагательное «вкусный» применимо к своей работе: вкусная подача, вкусный сюжет, вкусно снято. А ведь и правда...

Поддержка местных журналистов или пиар федеральных СМИ

5 1988 20 ноября 2014
На втором "Форуме действий" который завершил вчера свою работу, одной из тем касалась не пропорциональных расходов региональных властей на...