35 советов тележурналисту

0 1369 16 марта 2015

 

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТУ

Есть, что добавить? Пишите в комментариях.

Единственное правило: в телевидении нет правил. Но есть порядок и условности, которые помогают человеческому мозгу легче усвоить устную и визуальную информацию, которую вы стараетесь передать. Ближе всего к правилу следующий постулат: никогда не сбивайте зрителя с толку, если это не входит в ваши планы.

 

РАБОТА В КОМАНДЕ

Поговорите со своим оператором до выезда на съемку. Расскажите ему об истории – из чего она будет состоять и как вы хотите ее рассказать. Посоветуйтесь с оператором о кадрах, которые необходимо снять. Если вам требуется специальное оборудование, – например, радиомикрофон, предупредите его об этом заранее.

 

ПОДГОТОВКА К СЮЖЕТУ (ПРЕ-ПРОИЗВОДСТВО)

В создании сюжета пре-производство (подготовка к съемкам) важно так же, как и постпроизводство (монтаж). Пре-производство состоит из:

  • исследования
  • выработки концепциии и «визуализации» истории

Представьте сюжет в роли паровоза, тянущего несколько вагонов. Паровоз – это идея и направление вашего сюжета. Вагоны — это кадры, интервью, монтажные фразы, графика и текст, который вы используете в вашем рассказе. До начала съемки, убедитесь в том, что вы выбрали локомотив и заполнили вагоны. Помните, что не только ваш текст, но и видеоряд должен также передавать рассказываемую вами историю. Репортаж – это своего рода «супружество» слов и видеоряда, а не сочетание несметного количества слов, которые просто иллюстрируются видеорядом.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Съемка сюжета требует определенных усилий, как репортера, так и оператора, но, в конечном счете, вы, как репортер, отвечате за правильность вашего рассказа и за выход сюжета в эфир. Вас могут либо похвалить за репортаж, либо обвинить в непрофессионализме. Поэтому вы должны постоянно знать, что делает ваш оператор. Знать его работу – это ваша работа. Не забывайте, что на одного плохого оператора приходится, как минимум, три журналиста, не умеющих правильно поставить оператору задачу. Хотите, чтобы операторы Вас понимали – научитесь разговаривать с ними на их языке.

 

ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ

До выезда на съемку напишите:

  • приблизительный перечень кадров, которые могут вам понадобиться
  • список вопросов, которые вы собираетесь задавать во время интервью

Именно это делают профессионалы. Только тот, кто думает, что он профессионал, хвалится тем, что он может носить всю эту информацию у себя в голове.

 

ПАНОРАМЫ, ОТЪЕЗДЫ, НАЕЗДЫ

Будьте осторожны! Используйте их, только если этого требует сюжет. Например, медленный отъезд от репортера во время стенд-апа может эффективно открыть огромное пространство либо пустоту данного места. Или панорама комнаты, заполненной участниками семинара, может показать одного мужчину среди 11 женщин. Равно как и перефокусировка от здания к колючей проволке говорит нам о том, что это — место лишения свободы. Но никогда не используйте панораму, отъезды — наезды, и перефокусировки, только ради того, чтобы они были.

 

ПОМНИТЕ О СОЧЕТАЕМОСТИ КАДРОВ

Избегайте последовательности, состоящей из планов в движении, когда, например, за панорамой следует наезд, а за наездом – кадр, снятый в движении. Старайтесь снимать конец движения. Помните: либо в кадре двигаются объекты, либо двигается сама камера. И если вы придаете камере движение, это должно быть оправдано.

 

ВЫБИРАЙТЕ МЕЖДУ СУБЪЕКТИВНЫМ И ОБЪЕКТИВНЫМ

Каждый кадр может быть разделен по шкале субъективности и объективности. Крупный план может быть субъективнее, чем общий план – движушийся кадр субъективнее, чем неподвижный кадр. Спросите себя, какой стиль больше всего подходит для объекта вашей съемки, и сделайте соответствующий выбор.

 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ШТАТИВ

Некоторые операторы любят снимать, держа все время камеру в руках. Но некоторые кадры должны быть сняты при помощи штатива: например, крупный план в конце наезда. Настаивайте на этом, но помните: носить штатив – обязанность репортера.

 

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Это – своего рода «кирпич» для построения репортажа. Но чтобы ее снять, требуется время, и зачастую ради этого необходимо просить людей, которых вы снимаете, остановиться и повторить свои действия.

 

ПОВТОРЕНИЕ И ПОСТАНОВКА

Вполне разумно попросить кого-нибудь повторить чисто механическое действие, например, выйти из машины и войти в здание. Но никогда не старайтесь реконструировать действие, сопровождаемое спонтанными эмоциями.

 

ИНТЕРВЬЮ

Старайтесь не брать интервью у людей, сидящих за столом, особенно если стол стоит у стены. Постарайтесь привнести в кадр некую перспективу. Делайте интервью более динамичными. Если это значимо, берите интервью у человека во время того, как он что-то делает, например, ведет машину, копает в саду, готовит обед или просто гладит белье. Каждый фрагмент интервью не должен быть длинее 30 секунд, за исключением того, когда человек рассказывает о чем-то очень интересном либо привлекающем внимание. Вы можете включить два или три фрагмента интервью в один и тот же сюжет — но не ленитесь, не разбивайте его на десятки фрагментов и не соединяйте их ничего не значащими видеорядом с закадровым текстом. Это не репортаж.

 

ПОСТАНОВКА КАДРА

При съемке интервью, убедитесь в том, что у вас есть хорошая композиция, перспективы и контраст (свет и тень). Проверьте, чтобы за головой человека, у которого берется интервью, ничего не торчало — например, листья растений или электрический кабель. Старайтесь, чтобы за головой у собеседника ничего не было. Попросите оператора посмотреть на кадр через видоискатель. Две пары глаз лучше, чем одна.

 

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КАДРЕ

Если у вас в одном репортаже несколько интервью, убедитесь, что вы снимаете их с разных мест. Это нужно для того, чтобы в смонтированном сюжете ваши собеседники не смотрели в одном и том же направлении.

 

ДЕТИ

Когда вы берете интервью у детей, расположите объектив камеры на уровне глаз ребенка, а сами присядьте.

 

УГОЛ СЪЕМКИ

Если во время съемке интервью камера стоит выше человека, это зрительно уменьшает его (ее), а если объектив направлен на человека снизу, это его увеличивает. Как правило, устанавливайте камеру на уровне глаз собеседника либо чуть ниже.

 

ПЕРЕПРОВЕРЯЙТЕ

В конце интервью убедитесь, что оператор проверил и видео, и звук до того, как собеседник ушел.

 

ОСЬ

Это воображаемая линия, которая соединяет через двух людей, два предмета либо определяет основное направление действия. Во время интервью ось проходит через носы двух участников. Во время футбольного матча ось как бы проходит от одних ворот до других через центр поля. Во время съемок и монтажа, по мере возможности старайтесь избегать пересечения оси. Если вам нужно пересечь ее, разделите два кадра крупным планом или кадром по оси.

 

ПЕРЕБИВКИ

Большая часть съемок, включая интервью, требует сокращение времени и действия. Это возможно при использовании перебивок и вставок. Убедитесь, что вы не только снимаете перебивки, но и в том, что они значимы для сюжета. Если вы снимаете доктора, кадр стетоскопа на его столе может иметь значение, фотография Красной Площади на стене, скорее всего не понадобится, если, конечно, собеседник не рассказывает о недавней поездке в Москву. Крупный план рук часто полезен, если собеседник ими жестикулирует.

 

ИЗБЕГАЙТЕ ВИДЕОРЯДА, НЕ ИМЕЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ

Не задавайте зрителю вопросов, если потом вы не даете на них ответов. Например, крупный план недоеденного бутерброда на чем-нибудь столе. О чем он говорит?

 

ИНКОГНИТО

Есть много способов интервьюирования человека, не раскрывая его личности. Самый простой способ — поставить человека против света; самый безопасный — это поместить тень человека на стену и снять её.

 

ОПРОСЫ ЛЮДЕЙ НА УЛИЦЕ

Короткие интервью с людьми на улице на одну тему могут быть полезными для «расширения» темы, но это может быть и «ленивым» способом, представить, то, что вы провели больше исследований, чем на самом деле сделали. Используйте опросы с осторожностью. Также постарайтесь задавать вопросы с одними и теми же словами — тогда вы можете вырезать их, когда вы монтируете синхроны последовательно.

 

СЛОВА ЧЕЛОВЕКА ВАЖНЕЕ КОММЕНТАРИЯ

Для разнообразия, используйте слова из интервью вместо закадрового текста. Дайте человеку рассказать историю, а затем проиллюстрируйте ее картинками.

 

РЕАКЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Человеческая мимика часто передает атмосферу эффективнее, чем неживые объекты. Кадры пожара можно сильно усилить планами человеческих лиц, с ужасом наблюдающих за происходящим. Всегда ищите такие планы. Но помните, реакцию человека нельзя повторить или воссоздать. Если вы ее пропустили, вы ее потеряли.

 

ПЕРВЫЙ КАДР РЕПОРТАЖА

В определенной степени, это самый важный кадр в любом репортаже. Это «крючок», который держит внимание зрителя. Если план не захватывает и не интригует, зритель может переключить канал. Никогда не заканчивайте съемки, если вы не уверены каким будет первый кадр.

 

СИМВОЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Иногда их называют «визуальными метафорами». Эти те кадры, которые за 3 секунды могут сказать то же самое, что и 30 секунд закадрового текста. Например — распад коммунизма символизировал единственным кадром: памятник Ленину, опрокинутый с пьедестала, либо кувалда, ломающая Берлинскую стену, либо разорванный красный флаг. В каждом сюжете должен быть свой символьный план. Подумайте, какими они должны быть, до съемок и сделайте заметки.

 

СТЕНД-АП

Будьте честными. Необходим ли стенд-ап на самом деле, или это просто случай показать себя? Помните, что стенд-ап приковывает внимание к вам — а таким образом уводит от предмета репортажа. Одна подсказка: поворот вашего тела немного в сторону камеры помогает создать чувство перспективы.

 

АРХИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Будь- то фрагмент фильма либо черно-белая фотография, архивный материал, может быть, сильно пригодится для истории, в которой есть элемент прошлого. И помните, есть архив учреждений и личный архив. Каждый человек имеет коллекцию фотографий дома. При рассказе о личности, всегда спрашивайте их — есть ли у них фотоальбом.

 

ИНТЕРШУМ

Это третье измерение в телевидении. Это то, что превращает простую двухмерную картинку в трехмерный имидж, приближенный к «реальному миру». Естественный звук всегда находится среди нас. Так что давайте услышим его по телевидению. Используйте его как «точку» в вашем закадровом тексте, либо как эквивалент точки, запятой или двоеточия. Две или три секунды интершума могут помочь вам сменить место действия. Помимо всего прочего, давайте вашим картинкам возможность «дышать».

 

СЪЕМОЧНЫЙ ЛИСТ

Нормальный съемочный лист, с «тайм кодом», указывающим на начало каждого кадра, поможет и вам, и вашему монтажеру. Это позволяет ему/ей найти кадр быстрее и позволяет вам визуально увидеть кадры во время заполнения монтажного листа.

 

МОНТАЖНЫЙ ЛИСТ

Многие репортеры ненавидят делать это, потому что это занимает много времени. На самом деле это экономит и время, и силы. Обдумывая на бумаге интеллектуально-визуальную структуру вашего репортажа может сэкономить часы, потраченные в монтажной в попытках «найти историю». Также если вы делаете монтажный лист, вы можете быстро увидеть, когда один элемент логически не ведет к другому, и, соответственно, вы можете переставить элементы. Это труднее сделать в монтажной, особенно если вы работаете «под эфир». Самые великие скульпторы готовили эскизы до того, как они начинали точить мрамор. Постараться вырезать видео репортаж без первоначального монтажного листа – это то же самое, что «атаковать мрамор» в надежде, что там где-то находится скульптура.

 

МОНТАЖ

Изменяйте длительность кадров. Если вы сделаете все планы одинаковыми, это создаст ритмическую монотонность. Обычно не пытайтесь резать кадры во время движения, – например, посередине панорамы. Склейка во время действия возможна, но для этого необходимы навыки. Общее правило: новое событие (эпизод, смена ситуации и т.п.) изменяет темпо-ритм.

 

ЗАКАДРОВЫЕ ТЕКСТЫ

Делайте их короткими, предпочтительно, чтобы каждый фрагмент не был длиннее 20 секунд. Короткие слова, короткие предложения. Запомните, что вы кормите зрителя информацией. В отличие от газетных статей зрители должны принять выбранный вами темп, и они не могут вернуться обратно и прочитать ваш текст заново. Так что кормите их «маленькими кусочками», давайте им время пережевать, проглотить и переварить. И запомните, назначение закадрового текста — дополнять картинку; не описывать того, что было показано, но добавлять актуальную информацию.

 

СЛОВА И ВИДЕОРЯД

Если перед вами стал выбор изменения текста либо видеоряда, всегда попробуйте сначала изменить текст, Всегда легче вам переписать текст и переозвучить его, чем монтажеру изменять визуальную последовательность.

 

РАССКАЗ ИСТОРИИ

Репортаж — это история, у которой должна быть цельная структура. Запомните, Жан Люк Годар сказал: «У каждого фильма должно быть начало, середина и конец, – но не обязательно в такой последовательности». И помните, что большинство самых хороших историй рассказывают о людях, – о настоящих людях. Всегда спрашивайте себя: на кого больше всего подействует тема? Если вы делаете репортаж о закрытии ТВ станции, не говорите только с менеджером; также возьмите интервью у работников, теряющих свои рабочие места, и у зрителей, теряющих любимую программу.

Эти правила написал Майкл Делахей, продюсер BBC. Рекомендации Майкла, дополненные тележурналистом Андреем Каминским, были опубликованы на сайте videoton.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Владелец агентства WildJam объяснил, почему назвал журналистов «ленивыми»

0 1033 27 апреля 2017
Владелец агентства по работе с блогерами WildJam Ярослав Андреев после встречи медиаклуба «Облако» объяснил, почему он назвал журналистов ленивыми и обвинил их в зависти к блогерам. «Это...

Леся Рябцева рассказала, в чем разница между журналистами и блогерами

0 800 25 апреля 2017
Леся Рябцева после встречи медиаклуба «Облако» рассказала, что главное отличие между блогерами и журналистами — в наличие у последних ответственности и профессиональной этики. По ее мнению,...

«Пытается хайпануть». Соболев обвинил Рябцеву в отсутствии профессиональной этики

0 681 24 апреля 2017
Блогер Николай Соболев считает, что журналистка Леся Рябцева некорректно повела себя на встрече медиаклуба «Облако». Сам блогер готов конструктивно выстраивать...

Ашот Габрелянов заступился за российское телевидение перед блогерами

0 443 21 апреля 2017
Медиаменеджер Ашот Габрелянов в споре с видеоблогерами заявил, что выбор контента для телевидения обусловлен несколькими факторами. По его словам, телевизионщики сначала изучают...

Пятницкий рассказал, как хотел «надавать по заднице» авторам канала «Немагия»

0 583 21 апреля 2017
Общественный деятель и блогер Павел Пятницкий в рамках медиаклуба «Облако» рассказал, что никакого «заруба» между ним и авторами YouTube-канала «Немагия» не было. «Никакой зарубы...

Ведущий «Россия-24» решил научить блогеров жизни

0 616 21 апреля 2017
Ведущий телеканала «Россия-24» Константин Семин обвинил российских блогеров в том, что они занимаются пропагандой западных ценностей. По его словам, блогеры должны...

Рябцева и Соболев устроили скандал на встрече медиаклуба «Облако»

0 1059 21 апреля 2017
Журналистка Леся Рябцева обвинила известного видеоблогера Николая Соболева в чрезмерном самолюбования. Конфликт между медийщиками возник после того, как Соболев...

Телевидение имеет все шансы скатиться на нет — депутат Ющенко

0 285 21 апреля 2017
Депутат Государственной думы, член фракции КПРФ Александр Ющенко уверен, что передачи на российском телевидении наносят вред обществу в вопросе воспитания людей....

«Блогерам не надо брать на себя функцию бога»

0 350 21 апреля 2017
Известный блогер Павел Пятницкий на встрече в рамках дискуссионного клуба «Облако» заявил, что блогеры не должны поднимать политические темы, провоцируя молодежь выходить...

Российские передачи деградируют — блогер Николай Соболев

0 549 21 апреля 2017
Известный YouTube-блогер Николай Соболев во время встречи в медиаклубе «Облако» раскритиковал новогодние шоу на федеральных отечественных телеканалах. По его словам, за последние...

Сергей Доля: блогеры победят телевизионщиков

0 294 21 апреля 2017
Автор блога «Страница виртуальных путешественников» в «Живом журнале» Сергей Доля уверен, что блогеры и социальные сети в скором времени вытеснят телевидение. Такое...

«Новая элита: блогеры». Самые известные блогеры страны встретились в медиаклубе «Облако»

0 1985 21 апреля 2017
20 апреля на дискуссионной площадке «Облака» впервые встретились самые известные блогеры страны. Тема события — «Новая элита: Блогеры». Смотрите полную...

Писать нельзя умалчивать!

0 1038 23 марта 2015
Мы уже рассказывали о запрете Роскомнадзора для СМИ указывать причины самоубийств больных. Разобраться с причинами сложившейся ситуации, выяснить, что все-таки...

Инвестор телеканала «Дождь», журналов «Слон» и «Большой город» рассказал о своем бизнесе

0 1141 20 марта 2015
Инвестор телеканала «Дождь», порталов Slon.ru и Bg.ru, совладелец сети клиник «Чайка» Александр Винокуров рассказал РБК, почему он продолжает...

Журналисты телеканала «Звезда» освобождены!

1 1225 09 июня 2014
Журналисты телеканала «Звезда» Андрей Сушенков и Антон Малышев, захваченные  на Украине, освобождены сегодня ночью. Видеооператор и инженер были...