Как «захватить» читателя

0 542 24 февраля 2015

В течение года на страницах журнала шла дискуссия о судьбе детской и юношеской прессы, вела её Людмила Сёмина, исполнительный директор Клуба журналистов «Комсомольской правды». Подведением итогов этого важного и актуального разговора стал круглый стол «Журналы для детей: информация, познание, досуг», организованный ИД «Журналист» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В нём приняли участие главные редакторы детских изданий, представители библиотек и общественных организаций.

На сегодняшний день в России насчитывается около 400 детских периодических изданий. Некоторые, хорошо известные ещё с советской поры, пережившие и выжившие в трудные 90‑е годы, продолжают существовать и сегодня. Но большинство изданий – новые. Одним удаётся продержаться на рынке печатных СМИ, другие не выдерживают и года. В детской журналистике конкуренция не менее жёсткая, чем во взрослых СМИ, и ответственность серьёзная, т. к. сеют «разумное, доброе, вечное» в юных душах, в будущем нашей страны.

В своём выступлении модератор круглого стола Ольга Муравьёва, шеф редактор журнала «Чудеса и приключения – детям», отметила, что «сегодня, к сожалению, среди огромного количества детских изданий – большое количество некачественных копий западных образцов. Эти журналы наполнены комиксами, туповатым юмором и сомнительными картинками. Да и главные персонажи в них – чужеземцы (пусть и очень знаменитые, любимые – Микки Маус, Том, Джерри, гномы и другие).

Несомненно, и им есть место в разнообразном мире детских СМИ. Однако в стране остро не хватает классических образовательных изданий для юных читателей, которые гармонично сочетали бы в себе идеи гуманности, честности, патриотизма, великодушия, формировали нравственные общечеловеческие ценности. Известно, что любовь к чтению прививается с детства и остаётся с человеком на всю оставшуюся жизнь. Поэтому какое издание станет «первой любовью», какие зёрна прорастут в детской душе и найдут в ней отклик, представляется нам архиважным. Тем более, что сегодня возрождение традиции чтения – это общенациональная задача России и, выпуская «ЧиП – детям », мы стараемся эти задачи решать. Но мало издать журнал, его ещё нужно и донести до юного читателя. И вот здесь сталкиваемся с большими проблемами. Войти в Сеть и конкурировать с крупными издательскими домами, выпускающими развлекательные издания, довольно сложно. Именно поэтому мы выбрали путь сотрудничества с детскими библиотеками. Вместе с ними проводим Всероссийский конкурс для детей, выезжаем в школы, где знакомим детей с журналом».

Оксана Гусева, заместитель главного редактора детского журнала «Клёпа», отметила, что «сегодня нет дефицита материалов или техники, как это было 25 лет назад. Существует другая проблема – детям предоставлен огромный выбор получения любой информации и развлечений. Именно в этом кроется первая причина потери интереса к печатной периодике. Вторая – в них не заинтересован распространитель.

В этих условиях «Клёпа» нашла для себя выход, который на своём же примере порекомендовала и другим изданиям, – расширение площадок, которые помогут заявить о себе, «захватить» читателя. Новые технологии, которые легко и быстро осваивают дети, так же легко и быстро должны осваивать издатели детской периодики.

Поэтому ещё в 1997 году у «Клёпы» появился сайт, который стал самостоятельной единицей, а не приложением к журналу. Сейчас – это один из немногих детских сайтов с универсальным наполнением: здесь есть познавательные, обучающие материалы, интересные факты, истории о читателях и их творчество, игры, интерактив, проводятся конкурсы, можно смотреть мультфильмы. Через сайт также можно оформить подписку или приобрести издания. Печатные журналы обрели на нём новую форму: их можно читать он-лайн, прямо на сайте.

В этом году было создано приложение «Клёпа» для мобильных устройств на платформах iOS и «Андроид», через которые можно скачать расширенные версии электронных журналов с интерактивными элементами. Детской периодике нельзя замыкаться в какой- то одной сфере, необходимо осваивать развивающиеся медиатехнологии».

Оксана Гусева считает, что большое значение для издателей детских СМИ имеет общественное мнение, не только со стороны потребителей, но и со стороны государства, вниманием которого в последние годы детские СМИ обделены. Речь идёт не только о финансовой поддержке, но и о моральной – наградах, благодарностях, которые являются хорошей мотивацией и стимулом для издательств выпускать качественный продукт.

О детских журналах «ПониМашка» и «Классный » издательства «Открытые системы», о том как им удалось сократить путь от издателя до читателя рассказала Татьяна Коноплёва, директор по распространению:

«Стараемся сделать наш журнал максимально доступным по подаче текста. Тексты в журналах – короткие, легко читаемые, с яркими иллюстрациями. Учитываем и то, что дети любят смотреть мультфильмы – активно это используем в «Классном» журнале: договариваемся с прокатными компаниями и печатаем наклейки, обложки, постеры с героями известных детских фильмов, мультфильмов. Устраиваем конкурсы с очень хорошими призами для победителей.

До 2010 года «ПониМашка» и журнал «Классный» были рассчитаны на одну и ту же аудиторию, что приводило не к её росту, а внутреннему перераспределению. Поэтому для того, чтобы завоевать новых читателей, «ПониМашку» стали выпускать для дошкольников. Кардинально поменяли концепцию, и, таким образом, получили не только новую аудиторию, но и стали её выращивать для себя, как это делает журнал «ЧиП».

Сегодня нельзя игнорировать и тот факт, что детские издания, так же, как и взрослые, развиваются в век новых технологий. И родители, особенно дошкольников, современные люди, активно использующие для получения информации разные гаджеты, поэтому и детские журналы для них должны быть доступны на новых носителях, чтобы была возможность не только их там прочитать, но и купить. Поэтому создали мобильные версии журнала, игровые приложения. Наши усилия не пропали – появилась новая аудитория, которая очень быстро растёт».

Людмила Семина, директор читательского клуба «Комсомольская правда» в своём выступлении выразила озабоченность происходящим: «Такое впечатление, что в стране фактически нет ничего из детских СМИ, о которых можно было бы сказать, что это действительно пресса, а не её эрзац. Есть, пожалуй, лишь понимание важности и актуальности задачи, есть какие-то островки объединений и движений в детской среде, опирающиеся на детский самиздат, на энергию юнкоровских кружков. И всё острей выявляется очевидность, что без посторонней организационной помощи медиасреда, сориентированная на читателя детского и юношеского возраста, будет и дальше только разрушаться, что в ней нет сегодня созидательного начала, нет, что называется, «генерального заказчика», которому необходимо то самое здоровое поколение будущих граждан».

Журналист – коммуникатор между обществом и властью. И если он по какому-то вопросу глух и слеп, значит, в данной коммуникации нет объективной необходимости.

Проблем немало и решить их можно, только объединившись. На этом и сделала акцент в своём выступлении Ирина Мамонова, пиар-директор ГИПП.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что без поддержки детских периодических изданий и принятия конкретных мер детской прессе не выжить, для этого необходимо:

- Признать детские издания социально значимыми.

- Выделить средства детским библиотекам на приобретение детских изданий – хотя бы одного экземпляра каждого наименования по предоставленному списку Ассоциации распространителей периодической печати.

- Выделить в киосках розничной торговли прессы стенды для детских изданий.

- Обязать «Почту России» при оформлении подписки на детские периодические издания предоставлять скидку в размере 20%.

 

Л. ПЕТРОВА

«Журналист» №01/2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *